ТV не для всех. Часть 3

Дарвинистский мультфильм “Разумный выбор – разумный человек”, агитирующий за  безопасный секс.

Кто видел, тот помнит: мультик наглядно демонстрирует эволюцию жизни на планете, завершающуюся 21-ым веком, школьницей и презервативом. Однако, при более внимательном просмотре (такой просмотр неизбежен, ибо по-навязчивости этот “секс” в двухтысячном сезоне может поспорить только с “дубленками” и “миром кожи”) обращаешь внимание на странное начало животной эволюции: крохотный организм начинает свое движение по дарвинистскому лабиринту отнюдь не благодаря своему “разуму”, но благодаря страху. В миллиметре от хвоста нашего палеозойского “предка” щелкает пастью некое чудовище, которое неизвестно откуда взялось и которое, судя по всему, само в эволюции никак не участвует, являясь абсолютно метафизически посторонним, внешним по отношению к развитию, пугающим нашего предка субъектом.

Вопрос: откуда родом чудище? Кто скрывается под этим псевдонимом? Тот, кто в  двадцатом  веке незаметно присвоил себе функции “природы”, “стихии”, “слепой судьбы”, “вечного рока” и даже “мировой воли”. Его величество капитал – сама причина существования массового буржуазного сознания, столь часто в своей беспомощности апеллирующего ко всем вышеперечисленным химерам,  т.е. к иносказательным названиям капитала.

Согласно восприятию буржуа, вы “эволюционируете” по чисто бихевиористским причинам, подчиняясь банальной схеме “стимул-реакция”, ускользая от щелкающей пасти капиталистического возмездия за нерасторопность и непрактичную задумчивость. Вы управляемы при помощи воспитанного чувства опасности.  Опасность СПИДа, возникающая в самом конце мультика, лишь пример для более общей манеры поведения. Осталось канализировать ваш ужас в нужном  правящей элите направлении (Чечня, коммунистический реванш, коррупция, рост преступности, потеря работы), чтобы вы вечно двигались по заданной ими карте препятствий, подобно персонажу  компьютерной игры, набирающему все новые и новые очки для биг-босса.

Капитал мог бы выглядеть мило, но кто бы тогда на него работал? Приходится показывать акульи зубы. Презерватив в данном случае всего лишь напоминание о вашей разделенности с действительным миром (если уж с античности повелось ассоциировать соитие с более общим представлением о всяком  “контакте”), разделенности, страхующей вас от неожиданностей, как будто неожиданности бывают только плохими.

 

Альтернативная версия темы: вирус СПИДа был выведен специально в закрытых лабораториях по заказу компаний, торгующих презервативами и реакционно-клирикальных кругов, которые давно искали способ покрепче завернуть шурупы, или, выражаясь их собственным языком,  “положить предел культурной деградации, забвению традиций,  падению морали и влиянию всевозможных радикалов, политических извращенцев и экспериментаторов на молодежь”  — цитирую идола французских неоконсерваторов  аббата Пьера.  СПИД как совместная разработка и реакция капиталистов и попов на саму возможность культурной и сексуальной революции. Презервативов продается в тысячи раз больше. Страх вируса парализует желание либидозной, а значит и всякой другой позитивной коммуникации между людьми. Как следствие, увеличивается влияние попов всех конфессий. “Религиозное возрождение” обрушилось не только на бывший социалистический блок. В США, для примера, число людей, всерьез уверенных в существовании демонов и ангелов за период “эпидемии СПИДа” (1987-2000) выросло на 22%. А где утрированные до комиксных противостояний  демоны с ангелами, там и, как обычно, святость власти и неприкосновенность частной собственности на средства производства.

Если эффектно упаковать версию о СПИДе как об оружии, направленном против освобождения человечества, созданном в недрах заговора церковников и кондом-олигархов, и сбыть эту “сенсацию” развлекающей прессе, это может стать заметным ответом в пропагандистской войне.

Альтернативная версия мультфильма: чудовище клацает зубами, но испуганная “добыча”, миновав эволюционную полосу препятствий, просекает наконец-то в чем фокус, разворачивается и, впорхнув в презерватив, как в скафандр, прыгает чудовищу в пасть, чтобы стать вирусом революции, разложить изнутри этот патологический организм и покинуть бихевиористский ад рабского страха и негативных стимуляций.

Никита, да не та

Вчера за самоваром на даче режиссера Михалкова президент встретился и оживленно общался с приехавшими на кинофестиваль Джеком Николсоном и Петой Вилсон. Путин рассказал, что из всех фильмов с участием Николсона ему больше всего нравится “Полёт над гнездом кукшки”, а его жене очень нравится сериал “Никита”

новости радиостанции “Эхо Москвы” 28 июля 2001

Аутентичный французский фильм, как мы помним, представляет собой  драму несчастной девушки, попавшей под колесо спецслужб и, чтобы выжить, согласившейся стать одним из винтиков их,  непостижимого снаружи,  механизма.

Американский сериал в смысле послания отличается  от французского фильма не столь сильно, как принято об этом говорить в среде любителей европейского кино. Отличия героини скорее антропологические: белобрысая, калорийная,   спортивная и неуклюжая, в целом напоминающая биг-мак, Никита по-американски,  не столько призвана провоцировать эрекцию у подростков, сколько вызывать жалость и бессознательное чувство солидарности у взрослого и тихого большинства.

То, что ни один иерархический коллектив, а тем более, классовое государство, не могут существовать без той или иной образцовой модели “сверхчеловека”, как напоминания простому “человеку”, о том, насколько “полезнее” он мог бы быть для своего цивилизационного типа,  и то, что эта модель должна быть предельно доступной и внятной массам,  сомневаться не приходится. Каббалистический андрогин Адам Рухани у средневековых иудеев и Вальтера Беньямина, коллективное тело пророка Мухаммада у суфиев, вездесущий всепример Иисуис у католиков. Именно вариант “сверхчеловека”, укоренившийся в культуре коллектива, и легитимизирует право на власть в этом сообществе.

Никита это сверхчеловек made in USA, переделанный из сверхчеловека made in France т.е. менее слезливый и более спортивный. В свое время по тому же маршруту была перевезена одна известная всем статуя.

Проделаем  простейшую терапевтическую операцию, которая не повредит любому телезрителю, претендующему на критическое сознание: идентифицируем себя с антигероями сериала, сделав поправки на  “негативную”  работу голливудских “стилистов”.

В сериале есть два типа антигероев. Во-первых, это непосредственное и бесчувственное начальство Никиты и многие из тех уродов-политиков, которых, вопреки совести, ей приходится защищать. С этим негативным типом неизбежно будут ассоциировать себя по всему миру люди, лишенные этических представлений и желающие любой ценой перепрыгнуть несколько ступеней социальной лестницы ради увеличения на порядок личного счета в банке. Такие граждане безусловно опасны для буржуазной цивилизации, являются ее термитами, их функция – эрозия  может однажды  превысить допустимую норму и они погибнут первыми под биржевым обвалом.  Их “нежелательный” удел — паразитировать на цивилизации, которая в своей основе является паразитарной и держится исключительно за счет накопленного до нее культурного и природного ресурса.

Революционер может обнаружить себя в других типах: в тех, кто непосредственно валит Никиту, в кого она стреляет. Если абстрагироваться от их “наркомафиозности”, то останутся партизаны-латиносы, партизаны-сербы, сепаратисты-хорваты (вообще, очень много южных славян, что можно расценить как комплимент региону и привет анархисту Эмиру Кустурице), баскские и   каталонские бригадисты,  антинатовски настроенные террористы-одиночки по всему свету и т.д.

Эффект сериала рассчитан на то, что тихое американское  большинство, да и не только американское, не смотря на очевидную несуразность, будет ассоциировать себя именно с Никитой. Ведь в ее положении находится любой гражданин транснационального капитализма, пусть его и не заставляют непосредственно убивать себе подобных каждый день, он в тех же клещах, работает в том же “отделе”, из которого невозможно уволиться, конечно, если вы не оказались на счастье в редком,  “неконтролируемом”,  районе.

Режиссеры предлагают выход: неизвестно куда едущий в ночи поезд с чудом выжившей героиней Петы Вилсон,  т.е. режиссеры настаивают-таки на необходимости у большинства моральной рефлексии, хотя и не могут ее рационально оправдать. Это все тот же “миднайт экспресс”, который снился неграм на сахарных плантациях. В этом тупик современного либерального сознания. Собственно, осознание этого тупика и отличает “либерала” от такого же, но не осознающего, “консерватора”.  Есть только революционный выход из либерального тупика.

Никита выйдет на неизвестной ей станции, где всегда светит полная луна,  и познакомится там  с Абу-Джамалом, Хью Ньютоном, Малькольмом Х,  Пэлтиером, Бен Ладеном, Арканом,  комманданте Маркосом, Нестором Серпа и Че Геварой.

 Это они, объединенные в новый интернационал живых и мертвых партизан,  взорвали натовскую станцию, именно они заминировали машину премьера и обрушили беспилотный вертолет на банк во время церемонии открытия. Их  отряду не хватало именно Никиты, чтобы растереть её бывшее место работы.

 Теперь  она сражается не за приказ. Она  платит бывшему начальству за каждый день рабства. И однажды её отряд выйдет в эфир на никем не анонсированном канале с обвинительной речью и оглашением приговора.

Пета Вилсон на такое не согласится. Соскочив с полночного поезда, она вернулась в сериал.

Альтернативная версия о борьбе Никиты, разбитая на короткие истории, связанные с текущими событиями,  выполненные  как либертарный комикс, могла бы стать постоянной темой для радикальных медиа или конкурирующей компьютерной игрой.

 Её бывший отдел планирует устранение субкоманданте Маркоса и других лидеров Сапатистской Армии Освобождения в мексиканском Чиапосе, похищение Игнасио да Сильва – лидера Партии Труда и самого неудобного политика Бразилии, педофильский  скандал и дискредитацию Фиделя Кастро на Кубе, а так же покушения на товарища Ньерере  в Танзании, “вышедшего из под контроля” нобелевского лауреата Менчу в Гвателмале,  руководителя дакарского форума за мировую альтернативу Амина,  и координатора “мировой электронной сети третьего мира” Кхора. На очереди так же,  плохо поддающиеся американской дрессировке,   Махатир, Мугабе и Чавес, — президенты “недостаточно интегрированных” Малайзии, Зимбабве и Венесуэлы. Никита со своим новым отрядом пытается всему этому помешать. Наносятся с её стороны безупречные удары возмездия по Фонду Фридмана и Институту Като в США, “Либертаду” в Чили и другим, стоящим за спиной МВФ,  структурам, делящим мир на более и менее полноценные регионы по  отношению к “индексу экономической свободы”.

Тематическое продолжение “Никиты”, недавно показанное российскому зрителю многосерийное торжество закона – “Рожденный вором”. Тот же отдел, тот же менеджер, но новые исполнители черной работы и более утрированные и гротескные антигерои.

Одетые в соответствии с китайской модой конца шестидесятых маоисты в нынешних США (намек на активизацию в последние два года  MIM – маоистского интернационала), читают нотации привязанной  к стулу кинозвезде: “Платье, которое сейчас  на тебе,  стоит столько, сколько тратит за год семья рабочих в третьем мире”. Парочка анархистов — “Сид и Нэнси от террора” — мечтают выкрасть смертоносный вирус и распылить его над городом, при задержании “отдел” не может переиграть их интеллектуально, но в итоге эмоционально справляется с ними, вовремя использовав их нарциссизм. Художница, практикующая направленные взрывы как новый синтетический вид искусства, выбирает публичную смерть вместо ареста. А вот и снова волшебный препарат – из вольера убежали подопытные  граждане, которым биохимик вводил дозы, стирающие  любые представления об этике и долге, и теперь они стали проблемой для государственной безопасности. Клоуны  публично атакуют манекенщиц, рекламирующих натуральный мех, и  минируют дорогие бутики. В заброшенном цеху  действует никем не признанный народный трибунал, решения которого исполняются “альтернативной полицией”.

Выросшая за последние пару лет выпуклость и однозначность антигероев в “антитеррористических” сериалах очень важна. Во-первых, это означает, что ситуация с поддержанием международной стабильности “Made in USA” со времен съемок Никиты серьезно ухудшилась, и антигерои должны стать на экране более плоскими, страшными и  яркими. Чем сильнее опасность, тем “понятнее” и “конкретнее” враги, предлагаемые пропагандой как  источники этой опасности. Полутона и проблемный психологизм, размытость между “плохим” и “хорошим”, “желательным” и “нежелательным” – роскошь более  спокойных эпох и элитарных произведений. Во-вторых, чем отвратительнее и бесчеловечнее станут антигерои, тем сложнее будет с ними идентифицироваться носителю оппозиционного сознания. Во всяком случае, так полагают  голливудские инженеры, изготавливающие сих страшил из собственных неосуществленных фантазий и маниакальных “расследований” падкой до “ужасов экстремизма” журналистики. Вряд ли все это отучит потенциальных партизан от их любимой и самой безобидной их игры, главное правило которой – всегда ставь на антигероя, чтобы он ни делал и чем бы он ни кончил. Несколько таких, переигрывающих режиссера, упражнений, несколько серий, в которых антигерой это вы, и в вашем сознании готова прививка от “воспитательной” телефункции.

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s