0
Все более или менее думающие люди сейчас следят за Берни Сандерсом на американских выборах. Его поддерживают самые разные люди, от голливудских звезд, вроде Дени де Вито, Кристен Данст и Синтии Никсон до бастующих учителей и почтовых работников.
Но при этом против Сандерса объединились все остальные кандидаты от демократов, весь партийный истеблишмент.
На недружественных плакатах Сандерса изображают пугающим сталинистом.
Между тем у Берни были предыдущие политические инкарнации в самой Америке начиная с середины двадцатого века. И о них стоит вспомнить.
1
Начнем с Генри Уоллеса.
Во время второй мировой войны, при Рузвельте, он был вице-президентом США, чуть раньше – министром сельского хозяйства, а чуть позже – министром торговли.
Во время «великой депрессии» Уоллес выступал за передел земли в пользу бедняков и продвигал элементы госрегулирования в сельском хозяйстве, чтобы спасти мелких фермеров. Но Верховный Суд отверг эту реформу.
Демократический социализм в голове Уоллеса сочетался с мистицизмом в духе Николая Рериха, с которым он переписывался. Уоллес ждал наступления нового эона в истории человечества – великой и благословенной эпохи.
Смысл истории Уоллес видел в народной революции, то есть в переходе от формальной демократии – равенства прав — к демократии экономической – равенству возможностей.
Консервативные критики подозревали, что под «экономической демократией», о которой он говорит, спрятан зловещий социализм.
По мнению Уоллеса корпорации всегда пожертвуют правами людей ради прибыли, если народ не вмешается, ведь власть денег аморальна в своей основе.
Народ против олигархии – вот главный движущий конфликт американской внутренней политики по Уоллесу.
В 1944 президент Рузвельт видел его своим приемником, который продолжит дело «Нового курса» и реализует «Новый билль о правах».
Главные идеи Нового Билля – всеобщая занятость, гарантированная бесплатная медицина, образование и жилье для всех граждан США. Это и есть превращение политической демократии в экономическую – мир, в котором нет бездомных и безработных.
Но открытый заговор более умеренной части демократической партии не смотря на волю и авторитет Рузвельта, утопил шансы Уоллеса и настоял на кандидатуре Трумэна, который и стал новым президентом.
Уоллес был категорически против «Холодной войны» с СССР и вообще выступал за конвергенцию между советской и американской системами.
То есть он искренне считал, что капитализму не хватает немножко социализма, а социализму – немножко капитализма. Это и поссорило его с президентом Трумэном окончательно.
После ухода из правительства он создал собственную «Прогрессивную партию» и от неё выдвинулся в президенты в 1948.
С тех пор, собственно, в американской политике слово «прогрессивный» означает отчетливо левого демократа, который мечтает о третьей партии.
Президентскую компанию Уоллеса поддержали популярные певцы протеста Пит Сигер и Пол Робсон, за него был писатель Норман Мейлер. Поддержал его и другой известный социалист – Альберт Эйнштейн.
Уоллес знал, что он не победит, но он выступал за создание третьей партии, заметно более левой, чем демократы и совмещающей в себе кейнсианские и марксистские идеи.
После того, как он предложил национализировать крупнейшие банки и железные дороги, его открыто поддержала Коммунистическая партия США и популярность Уоллеса сразу же упала с 7 до 3 процентов. Само слово «коммунисты» тогда, в эпоху «Холодной войны» и «Охоты на ведьм», было предельно токсичным.
В итоге на президентских выборах он мог рассчитывать на 2,3 процента американских голосов. Самый высокий его показатель был в Нью-Йорке – 8 процентов.
После своего провала на выборах Уоллес описывал США тех лет как страну, движущуюся к фашизму и вскоре вообще ушел из политики, разочаровался в социализме и посвятил себя выращиванию цыплят.
Так США не стали скандинавской страной в политическом смысле. Впрочем, и сама «розовая» скандинавская модель тогда только возникала и стала такой, как мы её знаем, лишь к 60-м годам.
Многие представители богемы и интеллектуалы до сих пор сожалеют об этом, упущенном Америкой, шансе.
2
Наш следующий герой – Юджин Маккарти, американский сенатор. В 1968 году крайне левая и протестная американская молодежь поддержала его кандидатуру как возможного кандидата в президенты от демократов из-за его крайне антивоенной позиции по Вьетнаму.
Более того, левацкая молодежь приехала в Чикаго, где проходил съезд демократов, и буквально поставила этот город на уши. Об этом, кстати, скоро выйдет фильм, в котором лидера крайне левых, Эбби Хоффмана, играет Саша Барон Коэн, а кто там сыграл самого Юджина Маккарти – мне неизвестно.
Не смотря на самые настоящие уличные бои в облаках слезоточивого газа за стенами Амфитеатра, в котором проходил партийный съезд, сенатор Маккарти получил всего 23 процента голосов и выдвинут не был.
От него нам остался афоризм: «Политик это тот, кто достаточно умен, чтобы понимать, как устроена система, но при этом достаточно глуп, чтобы в этом участвовать».
И ещё он говорил: «Лучший способ заставить людей читать свои стихи это выдвинуться в президенты!». И да, Маккарти действительно писал неплохие стихи.
Он встречался с Че Геварой и обещал договориться миром с коммунистами во Вьетнаме и на Кубе. Его мечтой было создании третьей, Трудовой Партии США, которая выступала бы за полную занятость и другие идеи рузвельтовского Второго Билля, оставшегося прекраснодушной мечтой.
В 1970-х и 80-х он пытался вновь выдвинуться в президенты от независимых и прогрессивных левых, но итоговая поддержка не превышала 1 процента голосов.
В общей американской памяти он остался остроумным антивоенным денди, интеллектуалом от политики и недолгим кумиром веселой и протестной молодежи.
Так в большую американскую политику не проник бунтарский дух, идеализм 60-х годов и артистичный пафос «новых левых».
3
А теперь в ту же игру вступает Ральф Нейдер. Он выдвигался в президенты от зеленых, начиная с 1996.
Американские зеленые долгое время, начиная с 80-х годов, претендовали на то, чтобы стать в США третьей силой, заметно левее демократов.
Нейдер набирал до 3% голосов и говорил он тогда примерно то же самое, что сегодня говорит Берни Сандерс. Очарованная его программой Патти Смит писала о Нейдере песню. Точнее, песню о том, что Нейдер всё-таки создаст новую партию, которая давно нужна Америке.
Целью Нейдера были 5 процентов на выборах и федеральное финансирование его партии зеленых, на базе которой он и собирался строить третью партию США.
Кроме Патти Смит, Найдера поддерживал Том Морелло и другие рок-звезды. Ну, это как сейчас за Сандреса вписываются «Паблик Энеми», например.
В двухтысячном году демократы обвинили Нейдера в том, что своей критикой слева он оттянул голоса у их кандидата Эла Гора и обеспечил таким образом победу Бушу. Это даже попало в мульт-сериал «Симпсоны».
Но это вечная шантажистская риторика «меньшего зла», на которой держится вся системная политика конформистских посредственностей и корпоративных агентов.
В 2004 демократы предлагали ему деньги за не участие в выборах, а позже даже запустили телевизионную компанию «Остановите Нейдера!».
Кстати, Барак Обама когда-то, на заре своей карьеры, начинал как активист вместе с Нейдером, но когда Обама стал президентом, Нейдер жестко критиковал его как военного преступника из-за операции в Ираке.
Нейдер начал свою политическую карьеру с персональной войны против «Дженерал Моторс» — отсудил у этой компании пол миллиона долларов и положил их в основу своей дальнейшей разоблачительной деятельности.
Он критиковал корпоративное финансирование кандидатов на выборах и предлагал строить третью партию как горизонтальную сеть гражданских инициатив на местах. Боролся против приватизации национальной собственности и за права конкретных рабочих в обществе растущего на глазах классового неравенства. Выводил на чистую воду корпорацию «Майкрософт».
Ну и конечно, не забывал идеи Второго Билля, к которым теперь добавился легалайз марихуаны и экологический контроль общества над токсичным бизнесом, под лозунгом «Ваша прибыль отравляет нашу землю!».
Он стал постоянной головной болью для большого бизнеса и системных политиков.
В 2006 на фестивале в Санденсе про него показали фильм — «Неразумный человек». У идеалиста, вегетарианца и полиглота Нейдера, который знает не менее восьми языков, никогда не было ни телевизора ни автомобиля. Ещё он – автор романа с ироничным названием «Только богачи спасут нас».
И, кстати, когда-то Нейдера активно поддержала «Вермонтская прогрессивная партия», которую возглавлял тогда Берни Сандерс. Вот как всё связано.
Сейчас Нейдер уже ушел из политики. Возраст!
И ещё корпорация Найк предлагала Найдеру сняться в их рекламном клипе с кроссовками Найк в руках и таким текстом: «Зловредная корпорация Найк снова пытается впарить вам свою обувь!». Но Ральф, конечно, отказался от такого пошлого постмодернисткого фарса.
4
Сложив вместе эти три фигуры мы без труда получим политический портрет Берни Сандерса.
Почти та же программа, что и у Генри Уоллеса, да, Второй Билль никто так и не реализовал! И та же нежелательность для абсолютного большинства партийного истеблишмента демократов.
Тот же антивоенный пафос и популярность в студенческой среде, как у Юджина Маккарти. Та же последовательная критика корпораций и их ответная нелюбовь – Сандерс не принимает от них денег – как и у Нейдера.
Можно даже сказать, что в американской политике существует устойчивый трафарет, постоянное место «демократического социалиста», которое всегда занимает кто-то вот уже 70 лет, но только вот уровень поддержки этого парня постоянно меняется и вот сейчас этот уровень поддержки в американском обществе высок как никогда.
Да, такая фигура, привычная роль в американской политике была почти всегда со времен второй мировой. Демократический социалист на границе допустимого. Но никогда в истории США эту фигуру не поддерживало так много людей по всей стране и никогда ещё эти люди не были столь разными во всех смыслах.
Берни удалось собрать вокруг себя удивительно широкую коалицию, от голливудской богемы до простых работяг из профсоюзов.
Из недавнего фильма «Хищные птицы» выяснилось, что даже Харли Квинн голосовала за Берни Сандерса.
Холодная война давно закончилась и «социализм» больше не ассоциируется у американцев с чем-то опасным.
Однажды к Берни прямо на трибуну прилетела птичка и долго слушала, что он говорит, а в другой раз его во время интервью молча похлопал по плечу проходивший мимо грузчик и всё это сразу превратилось в успешные мобилизующие мемы.
От Сандерса ждут создания третьей партии, которая объединит американских левых.
Но есть ли что-то, что заметно отличает Берни от трёх его прошлых исторических инкарнаций — Уоллеса, Маккарти и Нейдера? Пожалуй, да. Никто из них столь отчетливо не озвучивал и так громко не выступал за коллективные права работников участвовать в управлении и совладении своими предприятиями. Фактически, по плану Сандерса, профсоюзы получают эксклюзивную возможность стать совладельцами своих фирм.
И вот этот скандальный пункт делает Сандерса по-настоящему неприемлемым. Именно из-за этого пункта демократы предпочтут проиграть президентские выборы с Байденом вместо того, чтобы выиграть их с Сандерсом. А опросы показывают, что такая победа была бы вполне возможна.
5
За неимением настоящих выборов в России, мы все следим за американскими. Из нынешних российских политиков Берни Сандерса однозначно поддерживает Алексей Навальный.
Но в оппозиционных и условно либеральных российских СМИ к Сандерсу сохраняется в целом настороженное отношение, типа: «Не тревожьтесь, это вроде бы не страшный социалист, хотя отдельные опасные идеи, вроде перехода собственности на средства производства в руки трудящихся и отдельные компрометирующие связи —«сидел за одним столом с советскими коммунистами, которые в это время пели «Катюшу» — у него, конечно, есть, но в целом всё не так страшно».
Сандерс много говорит о необходимости мирной революции в Америке. Для начала он предлагает превратить США в одну большую Норвегию, а там дальше видно будет. Предлагает всем подумать о Безусловном Базовом Доходе как о новом виде свободы – свободе от бедности. И провозглашает лозунг: «Миллиардеров вообще не должно быть!». Этот лозунг, впрочем, он занял у французского экономиста Пикетти, который в своей новой книге «Капитал и идеология» доказывает, что такая концентрация капитала не полезна для экономики, тормозит развитие, поощряет паразитизм, роет яму между социальными классами и очевидно тормозит нашу общую историю. Кроме старых добрых идей Второго Билля перераспределение капиталов может заметно улучшить экологическую ситуацию на планете.
Кстати, о зеленых, брат Сандерса – Ларри – один из лидеров Зеленой партии Англии и Уэльса.
«Эффект Сандерса» заставил всех кандидатов, кроме Трампа, спорить на этих выборах о том, НАСКОЛЬКО именно нужно «ужать» правящий класс во имя сохранения стабильности американской системы как таковой.
Берни выступает за контроль над финансовыми спекуляциями и против концентрации СМИ в руках корпораций. В прошлом году среди американских левых началась массовая компания по составлению «идеальной программы для Сандерса», которая включала бы самые актуальные требования нынешних антикапиталистов.
Любимое занятие американских левых — обсуждать, насколько процентов Сандерс действительно социалист, а насколько он популист. Но, возможно, дело вообще не в этом, а в том, меняет ли Сандерс политическую повестку в стране и возникает ли вокруг него массовое и устойчивое движение несогласных?
Для многих история Сандерса и трёх его прямых предшественников это история про одни и те же грабли, на которые можно наступать практически вечно, пока не осознаешь, что эта система в принципе не может работать в твою пользу.
В этом смысле в следующем избирательном цикле, через четыре года, место Сандерса может занять молодая конгрессвумен Александриа Окасио-Кортес и с ней вся эта история о «социалистическом кандидате» повторится вновь.
Но пока и сам Берни не теряет надежд, ведь ещё 5 лет назад и Трамп смотрелся как крайней правый вариант республиканца, у которого нет никаких шансов победить.
Обоюдное усиление крайне правого и крайне левого флангов подтверждает, что в нынешней Америке заметно проседает респектабельный политический центр, в котором представители от двух, вроде бы конкурирующих, партий были не так уж и различимы.
Этот ролик* был моей личной попыткой повлиять на американские выборы. Посмотрим, насколько она окажется удачной.
Ну а в следующий раз, если вам понравится этот ролик, мы поговорим о конкретных и настоящих американских коммунистах.
*Этот текст является стенограммой видеоролика, записанного Цветковым