Если вы хотите избавить людей от иллюзий, то вам придется сначала избавить их от положения, требующего иллюзий.
К критике гегелевской философии права
Это одна из самых моих любимых цитат у Маркса, потому что с этой мысли, собственно, начинается марксистская философия, как я её понимаю.
До середины сороковых годов Маркс входит в такую большую немецкую интеллектуальную семью младогегельянцев, главный пафос которых состоит в том, что нужно просто разоблачать иллюзий, ложные умозаключения, мыслительные ошибки и стоит их успешно разоблачить, как человечество станет счастливым и свободным, но вот в середине сороковых в двух своих работах — «Немецкая идеология» и «Критика гегелевской философии права» Маркс выходит на другой уровень понимания этой проблемы и бросает вызов своему прежнему интеллектуальному окружению, фактически порывая со своими вчерашними единомышленниками. Ничего у вас не получится, если просто разоблачать иллюзий — религиозные, политические, идеологические, говорит он, потому что иллюзии это не просто ошибки, наши иллюзии это единственный способ примириться с этим абсурдно устроенным миром, илюзии это амортизаторы, иллюзии это способы принять это общество и самих себя и не чувствовать при этом никакого или почти никакого дискофорта. Без определенного набора иллюзий невозможно некритичное принятие самих себя и невозможно примирение общества с собственным устройством. Поэтому система иллюзий, душеспасительных, является важнейшим ресурсом социальной системы, условием воспроизводства отношений власти и господства в классовом обществе. Маркс называет эту систему иллюзий «идеологией», а Энгельс позже назовет её «ложным сознанием». И как бы остроумно и убедительно вы не разоблачали иллюзии толпы или идеологические трюки правящей элиты, вы ничего не добьетесь в этом, потому что назаватра же люди, слушавшие вас, проснутся с теми же иллюзиями, просто назвав их другим именем. Иллюзии или «туманные образованимя ума», «превращенные формы сознания», как называет их Маркс, никуда не денутся из жизни людей до тех пор, пока люди в них объективно нуждаются, до тех пор, пока эти иллюзии являются важнейшей ментальной ценностью, защитой людей, без которой жизнь людей стала бы невыносимой. То есть мы все нуждаемся в кривых зеркалах, чтобы выглядеть в них прямыми, чтобы видеть себя в них прямыми. Поэтому главная задача состоит не в разоблачении умственных иллюзий как таковых, как считали младогегельянцы, а в том, чтобы найти способ изменить саму жизнь людей и устройство общества так, чтобы эта жизнь и это общество не нуждались в иллюзиях. Нужно создать такое общество, которое будет объективно заинтересовано в истине, а не во лжи, а такое общество может быть только бесклассовым, рациональным в своих обменно-производственных связях прежде всего. Только изменив сам способ производства, саму модель потребления и всю социальную иерархию, мы создаём условия для рассеивания иллюзорного идеологического тумана в миллионах голов, поэтому главная задача интеллектуалов это организация революции, а не просто критика чужих заблуждений. С этой мысли в середине 1840-х годов и начинается марксистская философия как некое отдельное явление. И уже в более поздних работах Маркс пытается отвечать на вопросы: кто и почему может изменить общество и как именно оно должно измениться? «Если вы хотите избавить людей от иллюзий, то вам придется сначала избавить их от положения, требующего иллюзий» — это стартовое, начальное марксистское утверждение.