Источники нашего стиля

Что сегодня и здесь может стать источником стиля для современных противников капитализма, не соблазненных имперским мифом?

Я вижу три ответа  – наш конструктивизм 20-ых годов, западная антибуржуазная культура  последнего полувека и революционная эстетика сопротивления в третьем мире. Теперь подробнее для тех, кто будет набирать в поисковой системе или сканировать из альбомов:

1. Всё, что делали Родченко, Мельников, Татлин, Шухов, Лисицкий, Экстер, Ладовский, Чашник, в большевистской России 20-ых годов. Плюс Мохои-Надь. Их цветодинамические композиции, гениальные фото, архитектурные утопии, костюмы и декорации для театра/кино. Кадры и афиши раннего Эйзенштейна, Вертова, Протазанова. Обложки и коллажи «ЛЕФа», вдохновленного теориями «производственного зрения» Сергея Третьякова, плюс Брик и Шкловский.

Либеральные эстеты который год пытаются присвоить всё это себе, но пафос перечисленного слишком внятен. Оно упрямо отказывается превращаться  в «чистое искусство», сохраняет в нашем восприятии политическое напряжение. Арт-критики пытаются сделать из этого ретро, но этот стиль не умеет «устаревать», ибо его претензии нигде и никогда так и не были исполнены.

2. Левый русский футуризм начала века, как предшественник всего этого: Маяковский, Бурлюк, Малевич, Клюн, Каменский, Хлебников, Розанова и Гончарова. В США, кстати, выходит крайне левый и очень стильный журнал «Ретрофутуризм». !Но осторожнее, к футуризму запросто относят и Шагала с Кандинским, они вряд ли сейчас могут быть нам чем-то полезны.

3.   Европейские «дадаисты» как ближайший заграничный аналог «наших 20-ых» тоже могут подарить нам немало успешных метафор и коллажей: Джон Хартфилд изобрел фотомонтаж специально для пропаганды немецких большевиков. Хаусман, Пикабиа, Грибель, Грос, Тцара и Хюльзенбек.

4. Будет  ли нами сейчас широко востребована психоделия 60-ых, на которой держался стиль бунтующих студентов, уайзерменов, йипи, белых пантер, провотов и т.п.? Часто она смотрится как несерьезное прошлое состарившихся вольнодумцев из Беркли  и Сорбонны. Используем по минимуму. Исключение я бы сделал для некоторых поэтических текстов (Боб Дилан, Патти Смит, Пинк Флойд, Джон Леннон…), часто состоящих из образов тревожных, пробуждающих и необходимых для нашей пропаганды, идеальных для заголовков и лозунгов. Их там придумано на сто лет впёред.

То же самое можно сказать и о более поздней растаманской эстетике сопротивления «Вавилону», самым левым в которой был Питер Тош.

5. Зато вполне напористо и наступательно до сих пор смотрится панк-эстетика в духе групп «Клэш», «Кросс» или «Эксплойтед», Генри Роллинза, костюмов ранней Вествуд, журнала «Ресерч»  и  панк-хардкор фестивалей «Рок против капитализма». Панк с его лозунгом «сделай это сам!» и сотнями афиш, плакатов, комиксов, фэн-зинов был и остался незаменимой частью левого молодежного стиля. Особенно это относится к киберпанку, где главным сюжетом романов, фильмов и комиксов всегда был конфликт личности (или  независимой группы) с абсолютной властью корпораций, а выражалось всё это при помощи гаджетов – удивительных и прекрасных устройств и технологий возможного будущего. В эстетике киберпанка идеи сопротивления прямо пересекаются с последними научными разработками и прогнозами. К тому же большинство их сюжетов начинается с техногенного апокалипсиса, к которому привела всеобщая погоня за прибылью и не контролируемая народом власть.

6. В начале 90-ых, под влиянием авторов, вроде Дугласа Коупленда, «поколение икс» создало ещё один антибуржуазный стиль – нарочито уличный, спортивный, практичный,  осознанно «невзрачный» и даже иногда кокетливо «застиранный». Его проводниками стали звезды брит-попа «Блёр» и «Оазис». Это была принципиальная «левизна без понтов», вся яркость которой распылилась на стены в виде потрясающих граффити. Бэнкси покрыл половину европейских стен мегафонами на танковых гусеницах и банкоматами, из которых течёт кровь, не отстающий от него Обей (Фейри) расклеивал тысячи цветных афиш с альтернативной геральдикой сопротивления и игрой в пропаганду, игрой, впрочем, настолько серьезной, что созданный им имидж Барака Обамы со словом «HOPE» активно использовался в предвыборной компании этого кандидата.

В остальном это был молодежный отказ от требований медиа «быть заметным, выделяться».  Но в нашем обществе столь «обезжиренный» стиль вряд ли кого-то сейчас мобилизует. Или нет?

7. Герилья третьего мира  — Непал, Колумбия, Курдистан и т.п. – бесконечный источник  незабываемых фото, плакатов, настенных «муралей», которые можно использовать очень широко, как эстетические пароли, «свои изображения», давно оторванные от конкретных новостей партизанских войн. Лидируют здесь индейские картинки мексиканских сапатистов. Оливковая форма и эмблемы герильерос никогда не теряют своей романтики.

8. Отдельным источником является «латинская левизна», начиная с фресок Риверы и Ороско, включая стиль победившего сандинизма 80-ых, эстетику чилийской революции  и заканчивая визуальной пропагандой в современной Венесуэле и Боливии. Сегодняшние дизайнеры и художники Южной Америки поражают  воображение своим искренним и креативным антиимпериализмом. Чего стоит один только, уже ставший знаменитым, «боливарийский» плакат,  где к карте США приделана рукоятка так, чтобы получился угрожающий разделочный тесак с зазубренным лезвием, занесенным над головами южных соседей.

 !Но осторожнее нужно обходиться со всем «кубинским», оно слишком «советское» и потому часто может выглядеть беспомощно и гротескно.

9. Самым ярким, кичевым и быстро поражающим зрителя источником левого стиля является китайская агитация времен культурной революции. Маоистские плакаты, стихи,  лозунги и фото эпохи председателя Мао это наш главный  ответ гламуру и идеальный материал для баннеров, флаеров и футболок. Когда-то газета «Либерасьен» сделала себе на этом стартовый имидж, да и «Черные пантеры» в США питались маоистской эстетикой и лексикой.  Смесь восточной экзотики с революционной риторикой и поп-артом идеальна для левого ответа попсе, захватившей окружающее пространство. Только хунвейбины «перешибают» Ксению Собчак, а «дацзыбао» затмевают рекламные слоганы. Конечно, если возникают вопросы, нужно оговаривать, что система этих образов не означает для нас желания попасть в породившую их реальность. Образ свободен от места возникновения и работает на нас здесь и сейчас. Смысл образа не равен его происхождению.

Почему не стоит использовать советскую эстетику с 30-ых по 80-ые годы ? Хотя бы потому, что её успешно используют все, кому не лень – либералы, как «вульгарное и смешное», правые, как «имперское», а системные коммунисты, как «счастливое прошлое», по которому они ностальгируют. «Советское» одновременно слишком местное, узнаваемое и исторически близкое т.е. не подходит для создания нового стиля. Его лучше оставить нашим заграничным товарищам, которые используют советское в своих странах почти так же, как маоистский кич. В этом смысле не очень повезло таким великим художникам, как Пикассо и Леже. Их слишком любили в СССР, использовали и тем самым надолго «размагнитили».

Конечно, это далеко не всё. Не зря троцкисты любили авангардный джаз и сюрреализм, а столпы поп-арта  (Бойс, Раушенбах, Иммендорф) обращались к марксистским теориям «товарного фетишизма». Достаточно и современных антибуржуазных художников, вроде Ханса Хааке, Марты Рослер и Кристофа Шлингезифа. Но перечисленные мною девять полей наиболее доступны и легко используемы, они не требуют дополнительных объяснений с аудиторией и аналитических усилий по расшифровке.

Если бы некое новое движение, издание, сайт по полной программе использовали девять вышеназванных источников стиля это привело бы к информационному прорыву новых российских левых, даже вне зависимости от того, что именно утверждалось бы и предлагалось в этой эстетической обёртке. А если бы ещё и утверждалось/предлагалось нечто дельное и полезное, тогда можно было бы рассчитывать и на политический прорыв и появление новой массовой оппозиции. Тот, кто умеет оформить своё пространство – комнаты, акции, зала, обложки журнала, сцены, собственной одежды, так, чтобы это вызывало прогрессивные эмоции и отсылало к нужным событиям, потенциально способен столь же продуктивно обойтись со страной и миром. Конечно, механическое и бездумное цитирование образов и фраз из девяти вышеназванных полей ещё не гарантия успеха. Ко всему этому стоит добавить нечто своё, то, чего никогда не было. Для начала это просто отношение  — что мы сегодня берем, а что пока оставим архиву? – как мы сочетаем выбранное?

Новый стиль левых можно создать, только лично проживая  все элементы и всё более увлекаясь драйвом антикапитализма. Спрашивая себя всякий раз, столкнувшись с «цепляющим» образом: что я сейчас чувствую? Как это можно доступно выразить? Как это можно использовать?

Переживаемый нами образ это познавательная ситуация – шанс почувствовать себя и свою жизнь извне, с точки зрения другой системы, не существующей, но возможной. «Цепляющий» образ позволяет выпасть из привычного, доведенного до автоматизма, восприятия реальности. Когда нас «цепляет», это значит, что мы достраиваем образ, ситуацию, идею и себя в них. Совершаем проектную работу в своем сознании. Эта работа и дает нам драйв эстетического — прибавочное удовольствие, добавленное к обычной дешифровке изображений.

Смысл «цепляющих» образов будет проявляться, пока люди способны «всматривать» и «вчитывать» в них свой новый опыт и проблематику. Мы должны предложить людям  новую  систему метафор и  поднять знаки этой системы до уровня мобилизующих символов. И неправда, что метафоры сегодня переживаются индивидуально, каждым – по своему, если бы это было так, люди просто перестали бы понимать друг друга и общество бы взорвалось. Образы по-прежнему переживаются коллективно, принадлежат всем и могут быть использованы всеми, как когда-нибудь будут общими все блага цивилизации и средства их производства.    

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s